воскресенье, 17 января 2010 г.

В отпуске этого лета

В отпуске этого лета мы проехали по маршруту Питер-Валдай-Вышний Волочёк-Василёво- Раёк(Знаменское)-Торжок-Тверь-Спас-заулок- Бартенево поле - Старица-село Красное, дер. Маслово- Ржев- Центр. Лесной гос. Заповедник (ЦЛГЗ)- Торопец-Великие Луки-усадьба С.Ковалевской-Пустошка-Псков – Псково-Печерский монастырь-Изборск.
Факты и выводы.
1. По всему пути наибольший порядок – в церквах, монастырях и вокруг них. Людей там везде много. В нескольких в боковых приделах видела выставки работ детей, обучающихся в местных художественных школах. При церквах есть т.н. воскресные школы. Висят объявления, когда ежедневно можно обратиться к священнику с вопросами. Часто есть наглядная агитация – висят десять заповедей и краткое их объяснение. Подъезжают автобусы с паломниками, с детскими экскурсиями. Как рассказала одна из матерей, для детей они проводятся бесплатно, и дети в таких поездках ведут себя спокойно, хотя физическая нагрузка для них немалая. Сопровождающего священника дети не раздражают. Учителя же зачастую жалуются на плохое поведение детей, и ездить с ними куда-нибудь из-за этого отказываются. Сама видела в Псково-Печерском монастыре, группу детей в 30, причем четверо из них держатся за руки молодого (лет 30 максимум) батюшки, подпрыгивают, напевают. Он улыбается.
В Торопце и по шоссе Москва-Рига видно большое почтение к патриарху Тихону (проклял большевиков).
У деревни Маслово, где находятся два источника – с мертвой и живой водой – постоянный наплыв автомобилей и автобусов с людьми. Набирают воды, погружаются в купели. Весь комплекс сделан коммерческой структурой в порядке благотворительности. Церкви и монастыри по маршруту либо уже в хорошем состоянии, либо восстанавливаются активно. Даже в ЦЛГЗ появилась деревянная церковь. Теперь ждут священника.
Псково-Печерский монастырь каждый день выдает 800 бесплатных обедов. Там было 2 фабрики (кафельной плитки и швейная), обе закрылись. Еще там есть такая категория – трудники. Для безработных – тоже подспорье. Видела крупное стадо монастырских коров – залюбовалась. Не хуже французских или голландских точно. В Иверском монастыре (Валдай) зашла на сельхозугодья. Посадки ухоженные, растения здоровые, урожай уже снимают, и будет неплохой по осени.
Вообщем, есть на Руси места, где уже порядок. И без всяких варягов.
С с/х у большевиков выросла проблема для страны. Сейчас деньги выделяют на фермерское хозяйство, а что получается  - х.з. Церковь же исстари вела свое хозяйство, крестьяне были монастырские (не крепостные). Может, передать часть этих бюджетных денег церкви на с/х? Они и фермеров от бандюгов-крышевателей как-нибудь уберегут (надежды всяко больше, чем на милицию).
 
2. Дороги, связь и услуги. По шоссе Москва-Рига и Питер-Минск кипит работа. Километрами уже есть новый асфальт. Забавно слушать по рации переговоры водителей – это источник сведений о жизни в России и ближайшем зарубежье. Сравнивают цены, бытовые условия, начальство – вообщем этакий соцопрос. Одна беда – «не стоит сарай без мата».
Толстенный атлас европейских дорог за 2008 год оказался неточным (мягко говоря). В одном случае (Старицкая Швейцария) дорога, отмеченная как грунтовая, оказалась испорчена тяжеловозами и вообще вместо указанного моста через реку – брод. Наш Хонда Одиссей не переплыл. В другом случае (до ЦЛГЗ) пробивались по плохой лесной дороге (тоже отмечена как грунтовка), и когда с трудом вылезли на указатель «заповедник», увидели нормальный асфальт. Он там чуть не 10 лет уже лежит и сокращает путь до 20 минут до шоссе Москва-Рига. Но на картах не отмечен.
По всему пути есть, где остановиться и поесть – на все вкусы и кошелек. Даже в Торопце (сбоку от трассы) нашли хороший ресторан. Есть и гостиницы. А город маленький. Но зато с памятником «Учителю» от выпускников 1974 года.
В каждом самом маленьком населенном пункте видели телефон (таксофон) в синей кабинке. К нашей бабушке за лето 4 раза приезжала «Скорая» по вызовам с такого телефона (деревня в 15 км от райцентра Пустошка), причем быстрее, чем в Питере.
Каюсь, что про министра Реймана плохо думала. Связь есть, а за сколько ее сделали – то вопрос прайс-листа. Покупает же кто-то выпивку за тысячи у.е. вместо сотки. А суть-то одна – бухло.
 
3. Про порядок в городах. Самым богатым вроде должен был быть по маршруту Торжок, т.к. через него проходят газпромовские транзиты. Но это наиболее замусоренный город, с наибольшим количеством бездомных собак. Местные жалуются на опасность от них. В Твери же (самый крупный по маршруту) ни одной не увидела. Гид моему вопросу удивилась и сказала, что у них много частных домов, так что как-то разбирают псов домовладельцы. Ну, в Торжке частных домов тоже много. Чего-то другого там не хватает.
В Торжке же видела объявление на лучшем местном кафе «Юрвес» о приеме на работу. Напечатано на принтере, висит уж точно не один день. Стало быть, не голодают безработные покамест. Кстати, тамошний Водоканал в своем здании сидит без водопровода. Среди череды шикарных коттеджей на берегу Тверцы первый этаж одного из них отведен под офис ЕдРосов. Окна закрыты щитами, причем на них уже пришлось соскабливать что-то крупными буквами писанное.
Руководство городов больше всего ругают в Твери и Ржеве. В Твери местные с тоской говорят, что бывшего мэра забрали за то, что в Москву гослюдям денег не таскал. Теперь губер назначил «Сити менеджера». За что им такое нерусское слово, не понимают, но на губера не мало обижаются. Они про него говорят так: «он нас ненавидит и мучает, и сам с нами мучается. Отъехал бы уж в свою Москву, освободил бы нас». Во Ржеве поверх расклеенных афиш с самопиаром местного главы и призывами к народу поделиться нуждами, жирно надписано: нам нужен новый мэр. Кстати, это единственный город по маршруту, где в крупнейшей местной гостинице (принадлежит муниципалитету) два дня каждое утро в 9 отключали воду, один вечер отключили электричество, а при входе в 8 вечера пристало местное гопотье с просьбой денег. Обратилась к дежурной на ресепшне с просьбой позвать милицию. Та ответила, что в милицию обращаться нет смысла, т.к. все равно они не работают.
Руководство страны не только ругают, хуже: общий настрой в оценке чиновничьей деятельности - безнадёга. И, прямо цитатой из песни Кричевского «искренне не любят москвичей». А так – люди везде вежливые, гостеприимные и благожелательные. Пушкин желал для России «во человецех благоволение» - мы его видели воочию.
Негатив в адрес руководства местного и страны высказывают при малознакомых людях. Что ж народ среди своих говорит? Положительного настроя в оценке действий чиновников ни в одной беседе не встретила.
 
4. Что определяет История.
Мы проехали по русским землям, на которых после татаро-монгольского нашествия москвичи выстроили вертикаль власти. С помощью и посредством тех же татаро-монгол. Путем подкупа и взяток в Орде.
Первая битва с татаро-монгольскими захватчиками была выиграна сборным русским войском под водительством Михаила Тверского еще в декабре 1317 г. на Бартеневом поле, за 63 года до Куликовской битвы. Там стоит теперь часовня и поклонный крест. Ежегодно собираются ребята и устраивают инсценировку битвы. Один нюанс – в составе татарских вражеских войск были москвичи. Единственные из русичей. Ну, про тверского святого Михаила Ярославича и жену его Анну Кашинскую полагаю, помните – погиб из-за московских наветов и взяток в Орде, сына его там же сгубили.
Псковичи вспоминают «размен людьми» - когда Москва подгребла город в свою вертикаль в 1510 году, то 200 лучших псковичей были насильно вывезены и поселены в Москве, а оттуда в чужие дома вселилось столько же москвичей. Всё – «погиб калабуховский дом», т.е. если до того псковскому купцу на слово верили, кончилась эта вера.
Про разорение Новгорода ратью Ивана Грозного что уж говорить – напоминают нынешних террористов. Те же методы, та же пакость. Встроили-таки ошмётки богатого города в свою вертикаль.
По мере того, как Орда слабела, Москва перетянула на себя их власть, выстроив подножие Империи. Потом женитьба Ивана III на невесте из Второго Рима – и как следствие доктрина инока Филофея «Москва – Третий Рим, а четвертому не быти». Полтора века – и Пётр I создал Российскую Империю на новом месте, уехав из Москвы вледствие невозможности изменить менталитет служилого нобилитета.
Нынешняя ситуация с коррупцией типологически схожа с Ордой. Про борьбу с коррупцией уже самый последний министр, и то сказал. Пообещаны страшные кары мздоимцам. Но вертикаль стоит. И финансы по ней текут методом «сухой возгонки».
Ничто не ново под луной.
Так что хорошо бы историкам определиться с типологией нынешней структуры государства. Что у нас – четвертый все-таки Рим или Вторая Орда? Что строит начальство нашей Родины?
 
Ну и по мелочи. Узнали во Пскове, что такое «увечье» и «закрома Родины» и кое-что новое про штрафбаты. Первое слово появилось вследствие демократического способа правления. Народ ходил на вече для принятия решений по общим вопросам. Обсуждение переходило в крик, затем в драку. Возвращаясь домой с подбитым глазом, ломаной ногой или рукой суверенный гражданин извещал домочадцев: «С вечья я». Так появилось слово «свечье», затем трансформировавшееся в «увечье».
Самая старая часть города – треугольник между Великой, Псковой и городской стеной – назывался Кром. Стены потом нарастали одна вслед за другой. А в Кроме настроили клетей, куда богатые люди города сдавали свое богатство на хранение. Вот и получились закрома.
При взятии города нашими обратно из немецких окопов шел густой постоянный огонь. Когда их взяли – обнаружили прикованных цепями немцев-штрафников. То есть у них из штрафбата нельзя было уйти, смыв кровью. Вот такой гуманизм.
Путешествие проходило практически везде вдоль линии фронта 1941-1943 гг. с отклонениями в разные стороны.
Ржев. На территории бывшей конторы Заготзерно располагался концлагерь для наших военнопленных. Это около вокзала Ржев-Балтийский. Я там бывала лет 30 назад, проездом из заповедника в Ленинград. Среди лета мороз по коже подирал. И тошно как-то. Потом лет через 5 прочла у Елены Ржевской, что именно там был концлагерь. Сейчас около вокзала установлен памятник железнодорожникам. На стенке одного из зданий депо висит доска памятная участникам ВОВ. А вот никакой памяти погибшим на той убитой земле – нет. В парке разговорились с местной женщиной-экскурсоводом. Она сказала, что когда строили новые дома, строители отказывались работать, потому что кости из земли шли потоком.
О том, что там было, можно прочесть у писателя Константина Воробьева, прошедшего через этот ад с декабря 1941 года по март 1942 года в повести "Это мы, господи!.."
Надо бы там хоть крест поклонный поставить? Или лампадку в здании вокзала повесить. Для упокоения душ невинно убиенных. Куда обратиться, может, кто знает?
Еще во Ржеве стоит старообрядческая церковь, во дворе которой захоронен казненный немцами священник Андрей. За то, что молился за победу Красной Армии. Потом туда согнали оставшихся 200 с небольшим человек и заминировали. Спасли наши, успели. Церковь закрыта, вокруг чисто, но пусто. Хоть бы как отметили. К 60-летию.
Ржев – это иллюстрация к народной мудрости «Когда старики уходят – города умирают». Стариков, помнивших этот город до войны, из той церкви вышло дай Бог чтоб сотня человек.
После всего этого очень неприятно видеть местное кладбище, на котором справа – огромное братское захоронение наших, а слева – скромнее в размерах немцев. Фактически это и есть уравнивание СССР и агрессорами. Отдать им их останки – куда ни шло. Мы не эстонцы, с костями не воюем. А вот укладывать всех равно, причем их – в нашу землю? Может, как-нибудь намекнуть немцам деликатно, чтобы своих забрали? Или кто и на этой уравниловке деньги делает?
Там нормальное полноразмерное кладбище немецких воинов. Немцы приезжают, гуляют по городу (Ржев сейчас смотрится скромненько) и рассуждают на две темы «и мы вот с ЭТИМ воевали?» и «нас здесь не победили – мы сами ушли. И еще все вам повзрывали. Это город НАШЕЙ воинской славы». Так что это какое-то странное получается примирение.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий