суббота, 12 февраля 2011 г.

Технологи в СССР были в загоне. Теперь похоже тоже. ч72

http://olga-andronova.livejournal.com/23569.html
Лично я с этой ситуацией столкнулась уже на институтской практике – на ВЗЭСО (завод в Вильнюсе).
Мне (из-за характера) выдали персональное задание (в дополнение к каждодневной работе на конвейере) – определить причины производственного брака. За месяц. Таки я их нашла.
Рабочие, чтобы увеличить заработок, повышали производительность за счет элиминирования некоторых технологических операций. Например, не замеряли расстояние между отверстиями на обечайке устройства сварочного под крепление, а сверлили на глаз. Потом с помощью молотка «насаживали» электронные устройства. С понятными последствиями для работоспособности электроники. По тогдашним правилам, если производительность (и соответственно, з/п) повышались 4 месяца подряд – пересматривали нормы. В сторону ужесточения. И рабочие искали еще какой-нибудь ненужный техпроцесс. В результате из месячной нормы в 40 аппаратов абсолютно годных не было совсем, а остальные делились (причем путем перекладывания на асфальте заводского двора) на 3 группы – по степени доработки.
Когда я принесла отчет зам.главного инженера по качеству, он меня похвалил за то, что разобралась в технологии, но сказал, что я не поняла, что в этом вопросе – большая национальная политика. Нельзя запретить рабочим, иначе они получат однажды меньше денег, обидятся и могут остановить большой конвейер. Как в Каунасе.
Потом я (говорю ж, характер у меня) пошла на конвейер, и рассказала рабочим, почему они получают все меньше, хотя считают, что работают все больше. Отмечу – русских там в конце 70-х очень не любили. Рабочие мне ответили, что в этот раз они получат меньше потому, что нам, русским студентам, отдадут их премии. Я показала свой расчетный листок – никаких премий, рублей 70 за практику. И билет на завтра. Мастер участка меня под локоть вывел за ворота. Обошлось – у нас был хороший заведующий кафедрой.
Так вот, технологов нам в СССР не хватало. А теперь каждый занимается своим делом. И потихоньку дела пошли на лад. Еще бы чиновников поменьше.
P.S. Это запись от 2008 года. Чиновников стало больше, а путиноиды расправились с промышленностью под покровом кризиса. Технологи теперь вообще не нужны.
Из переписки.
Спасибо за картинки - молодость всегда приятно вспомнить. От Вильнюса осталось мистическое воспоминание - была такая книга (Сэй Сёнагон, Записки у изголовья) которую хотела достать. В СССР - impossible. Мне приснилось, что я иду по старой улочке в Вильнюсе, захожу в книжный магазин, на прилавке вверх обратной стороной лежит книга, светло-серо-желтый переплет. Я ее беру, медленно переворачиваю - она! на следующий вечер после работы на заводе поехала в тот уголок города, зашла в магазинчик - и сон сбылся. Искала рациональное объяснение (видела раньше, мозг зафиксировал, а память ночью выдала), но продавец сказал, что книга из возврата, тк обложка попорчена (в самом деле, на ней было пятно, лежала где-то на мокром месте), он ее только что выложил. Да и вправду - не улежала бы, по тем временам голод был книжный, даром что на русском языке, а город литовский.

1 комментарий:

  1. Спасибо, что пригласили в друзья. Когда на ВЗЭСО проходила практику - http://olga-andronova.livejournal.com/23569.html. Спасибо за картинки - молодость всегда приятно вспомнить. От Вильнюса осталось мистическое воспоминание - была такая книга (Сэй Сёнагон, Записки у изголовья) которую хотела достать. В СССР - impossible. Мне приснилось, что я иду по старой улочке в Вильнюсе, захожу в книжный магазин, на прилавке вверх обратной стороной лежит книга, светло-серо-желтый переплет. Я ее беру, медленно переворачиваю - она! на следующий вечер после работы на заводе поехала в тот уголок города, зашла в магазинчик - и сон сбылся. Искала рациональное объяснение (видела раньше, мозг зафиксировал, а память ночью выдала), но продавец сказал, что книга из возврата, тк обложка попорчена (в самом деле, на ней было пятно, лежала где-то на мокром месте), он ее только что выложил. Да и вправду - не улежала бы, по тем временам голод был книжный, даром что на русском языке, а город литовский.

    ОтветитьУдалить