вторник, 27 сентября 2011 г.

Идентификация Борны или чем закончится внедрение Электронной России

Возвращалась давеча из Хельсинки на «Аллегро». Разложила ноутбук, дописывала часть 6 из «Паломничества на Святую Землю». Пришлось прерваться, потому что, повторяю, характер такой, не могу молчать, когда тигру мясо не докладывают. Потому что с детства не выношу, когда при мне кого-то унижают. Чисто физически не могу терпеть, у меня по позвоночнику прокатывается от загривка до копчика волна, и позвоночник распрямляется для прыжка на вражье горло.
Так вот. Бизнес класс был наполовину пуст, народ сидел вразброд по двум вагонам. За мной пристроились через проход две женщины и болтали. Я периодически свирепела – мешали писать. Но вспоминала, как мы с Лизой трепались так, что Сокуров аж отсел на соседний ряд, и продолжала стучать по клавишам.
Так я выслушала множество информации. В том числе о том, что одна из них, петербурженка по рождению, теперь работает финансовым директором в Москве, подробности тамошнего обустройства, и трогательную историю о том, что она съездила к себе на дачу в Финляндии, и возвращается на работу самолетом, чтобы приступить утром к работе (как раз навернулись фондовые рынки России и рубль ухнул процентов так на 16 и более, в самый раз финансовому директору выходить по команде «Атас, полундра!») и везет в подарок своим сослуживцам 2 пары часов. Та-а-а-а-к дёшево! Себе она такие уже привезла, заказала по Интернет, выкупила и – вуа ля! Про самолет речь была отдельно, потому что обычно удобен Сапсан, но тут – аврал, свистать всех на борт, пробоина в трюме и вообще содом и гоморра на финансовых фронтах!
Эту молодую женщину я видела еще на перроне (нас задержали с отбытием на лишних 10 минут), худенькая блондинка, стильно одетая в дорогу - в кожаной курточке под цвет джинсов, небольшая дамская сумочка. Более никакого багажа.
Прошла по вагонам финская тётка, предложила оформить возврат НДС. Я еще подивилась – вот это сервис, не то, что в очереди при поездке автомобилем, когда никакого refunding’а уже не надо по третьему часу выстойки с номерком к окошку.
Затем по вагонам пошли отечественные таможенники. Самая милая и серьёзная была собака. Пёсик лабрадор что-то унюхал (ЕМНИП, краску), побегали-пошумели командой, груз попереворачивали, на том и успокоились.
Затем одна из таможенниц подошла ко мне и приторным голосом стала выяснять, что я везу. Мой набор стандартный – диабетический шоколад на мальтитоле (наши делают на изомальте, у него менее сладкий вкус), черника, в этот раз добавился пакет с двумя литрами свежего зеленого горошка. «Значит, витаминчики везёте?» - «Да. Вопросы есть?» - «Вопросов нет». Ауфвидерзеен.
Далее компания таможенников как-то вдруг сконцентрировалась в количестве то ли трех, то ли четырех штук за моей спиной у той самой финансовой директрисы.
Данные они по-видимому, получили из декларации на cash refunding. Потому что первый вопрос к ней был «Вы вместе едете?» с кивком на разговорчивую соседку. Эх, думаю, попалась тётка. Те с полной дури обе отпёрлись «Нет-нет, мы здесь познакомились!». Далее по-накатанному: «Декларацию заполняли? Нет? Не на что? Ну, предъявляйте, что везёте». Женщина достала обе упаковки с часами: «Вот, только часы, это подарки» – «Стоимость?» – «Вот чек, по 900 евро каждые». Приплыли. Таможенница забрала у бедолаги заграничный паспорт и заголосила, будто мертвого бин-Ладена схватила за шиворот: «Быстро ко мне, с камерой, встаньте вокруг, чтобы в кадр не попало! Фиксируйте! Руками не трогать – пусть сама все откроет!». Женщина еще трепыхалась «У меня подарочная упаковка, это не мне, а сослуживцам».
Куда там. Такой напор бы в мирных целях, когда «Трем китам» мебелишку в страну заволакивали, или там радиоактивные автомобили, да много чего еще заехало к нам в страну без какой-либо отстежки бюджету и вопреки распоряжениям партии и правительства.
Хорошо, отобрали. Напоминаю – до 1го октября, с коего можно ввозить на 10 тыщ долларов, или 7400 евро (по нынешнему курсу) еще неделя, так что часы должны были стоить 1304 с учетом НДС, т.е. 1498,5 евро. А у нее на 1800 евро, т.е. 300 евро излишку, из коих примерно 15% или 270 евро будет к возврату и с цены снимается, итак, остаётся 30 евро. Доплатить в казну 30%, или 9 евро, или 360 руб по курсу евро=40 рублям. Если все это оттранслировать в доллари = 400 деревянными.
Уф. Гигантская сумма, которую – главное! – можно спокойно заплатить по квиточку, потому что, хотя женщина и не заполнила таможенную декларацию, но ничего не прятала, ответила на вопросы таможенниц и предъявила все сама (главная таможенница, распоряжавшаяся всей процедурой, особенно громко настаивала «Вскрывайте все сами, чтоб потом на нас ничего!»), чеки отдала с точной суммой, что тоже было ее прекраснодушной неразумностью. Часы-то подарочные, там упаковка одна сколько стоила, если бы их оценивали по каталогу (а заказывали их из Москвы именно по Интернет-каталогу), глядишь, еще стошка отпала бы.
И тут начался Шемякин суд, обещания Варфоломеевой ночи и бериевские технологии в одном флаконе. Напомню – за ВОЗМОЖНУЮ неуплату в казну 360 или 400 рублей. Таможенница, впоследствии по бэйджу оказавшаяся Ирина Александровна Борн, заявила на весь бизнес-класс (командный голосочек, на оба вагона хватало), что виновная в нарушении Таможенного Кодекса Российской Федерации сейчас с ней доедет до Питера, откуда вернётся в Выборг для оформления документов по ее правонарушению. Женщина заявила, что ей завтра на работу, у нее на вечер билет на самолет, она потому и возвращается 15-ти часовым Аллегро, а не рейсом на 19.45. Г-жа Борн сурово заявила, что не интересуют ее планы на дальнейшую жизнь виноватой, а будет она наказана по всей строгости закона. И загранпаспорт ей тоже не вернут, загранпаспорт проштрафившейся она, Борн, себе оставит. Женщина спросила «Давайте как-нибудь решим вопрос, найдем взаимопонимание». И обе удалились в стеклянные сени, отделявшие наш бизнес-класс от простых смертных. Вернулись обе неудовлетворенные. И в самом деле, что можно наварить за 400 рэ штрафа? 800? Это для нормального работяги хорошая сумма. Тут – не срослось. Пострадавшая женщина уселась на свое место и потребовала вернуть ей паспорт. Отказ от Борны в грубой, унижающей человеческое достоинство форме. Женщина сказала, что ей обязательно надо быть завтра на работе, она просто не может не выйти на работу, она дорожит своим рабочим местом. Судя по дальнейшим выступлениям Борн, такое понятие как «дорожу своим рабочим местом» было для нее пустым местом. Ибо в ответ Борн заявила в грубой, унижающей человеческое достоинство, угрожающей форме «Я щаз-з-з-з силовую поддержку вызову, и вас доставят в Выборг силой».
Женщина как ultimo ratio привела: «Но уже вечер, пока до Выборга доедем (мы как раз от него только-только отъехали), пока я вернусь – на чем же я до Петербурга добираться буду?». Ответ Борн прозвучал прямой издёвкой и над гражданкой РФ, и над здравым смыслом, и над правами человека: «А мое какое дело? Переночуете, если не успеете, завтра утром как-нибудь на чем-нибудь. Сама. Это ваша проблема».
Оставался еще один вопрос, ответ на который к той поре заинтересовал уже весь бизнес-класс: «А почему мне надо возвращаться в Выборг?».
Ответ Борн прозвучал для меня лично уже как эпитафия всей нашей «Электронной России»: «Потому что у меня там компьютер».
Это, стало быть, миллиарды, вваленные в поставку компьютерной техники на таможни всех регионов, уровней и видов таможенного контроля привели к такому абсурду?! Если ранее чиновник был обязан (собственного говоря, никто и не отменял эту должностную обязанность) оформить документ в бумажной форме, дать гражданину расписаться о согласии/не согласии с чиновьим действом, то теперь возникла новая схема (хорошо бы, не коррупционная): «Вы за мной побегайте, потому что у меня компьютер один, он не со мной, а без компьютера я уже не чиновник, я только периферия от ПК. Так что бегом, граждане и гражданки России, галопом или рысью, к моему компьютеру. Там и поговорим, кто вы: тварь дрожащая или право имеющие (Федор Михайлович Достоевский, «Преступление и наказание», написано 140 лет тому назад, а как подходит цитатка!)
И тут меня наконец-то оторвало от ноута.
Потому что инструкций чиновники РФ наплодили великое множество, сроки их исполнения гуляют взад-вперед непостижимым уму человеческому путями, один закон о персональных данных выстрадал таких переносов уже не один год. Что далеко ходить: давеча запланировав стране еще два срока общей продолжительностью в 12 лет своего правления Путин милостиво пообещал «не взимать ошибочно начисленные на население России налоги на сумму в 30 млрд». Без судов! Благодетель! За их же, чиновников, ошибки, вертикаль которых самолично выстроенную он же и возглавляет как достойное (контенту) ее навершие. Можно будет не тратить свои деньги и время (которое, зачастую, дороже денег, потому что средний срок мужчин, например, в РФ такой, что до пенсионного не дотягивает) на суды отечественные, известные своей неподсудностью здравому смыслу и самостийным уклоном в сторону чиновничьих интересов. Если, конечно, опять не обманет. Ну, как с прожиточным минимумом, доступностью жилья, организацией рабочих мест, дешевизной ЖКХ – далее по списку с предыдущих выборов по «плану Путина» 8 лет тому назад.
Я позвонила нашему семейному юристу, выяснила правовую позицию, и передала ее пострадавшей женщине. Та тоже отзвонила своему корпоративному специалисту, но финансовый юрист и умелый знающий адвокат по уголовным делам – две большие разницы.
Ситуация висела в незаконной формулировке таможенницы Борн, и это не радовало.
Но как меня обрадовала классовая солидарность. К этому моменту в нашей части вагонов бизнес-класса собралась вторая половина пассажиров. И все они дружно сдавали пострадавшей женщине номера своих мобильных и визитки. Я в этой череде не только свои сдала, но и потребовала сообщить мне ФИО «виновницы» торжества – именно так я и узнала, что таможенницу зовут Борн Ирина Александровна. И сообщила ей, что она нарушила и законы РФ, и собственные должностные инструкции.
Дальше наш разговор шел как в греческих трагедиях-комедиях. Солировали мы с Борн, хором подавали реплики, устанавливающие правонарушения со стороны чиновницы-таможенницы, пассажиры бизнес-класса.
Ей припомнили все вышеперечисленное. Борн отбивалась ссылкой на то, что ее по сотовому поддержало ее начальство. Закончила я: «Значит, и вы и ваше начальство не знакомо с законодательством РФ, то есть, исполняя обязанности, за наши налоги вы даже выучить обязательные статьи УК и КоАП РФ не удосужились». Борн спросила, чего я вписываюсь за постороннюю. Я ответила: «Потому что надоели чиновники-дармоеды». Борн взвилась «В суд на вас подам за слово «дармоеды». Я ей продиктовала свои ФИО, медленно и по буквам. Раз уж человек без компьютера документ официальный составить не может, кто там знает, как она вообще пишет? И заодно сообщила, что за хамство милиционеров высудила и получила с государства сумму под 190 тысяч рублей.
Вот промолчать бы ей дальше. Уже все гражданам в дельта-окрестности пригрозила и «силовой поддержкой», и судами. Нет, вспомнила она про попытку дачи взятки со стороны потерпевшей для пущего очернения последней и уточнения, что раз взятку предлагала, значит, вину свою сознает. Ух! Тут уж весь бизнес-класс ей хором в единодушном порыве процитировал из ее, Борны, должностной инструкции о том, что уединяться для вслух произнесенного «решения вопроса как-нибудь» она не должна была, права не имела. Что мы все являемся свидетелями именно её попытки «договориться». После чего Борн наконец смутилась, бегом со стенки вагона притащила таможенную инструкцию о том, что до 01го октября 2011года провозить без таможенной декларации можно не более чем на сумму … и т.д. и т.п. С чем я ее и поздравила, сообщив, что я-то эту бумагу знаю, про сроки помню, потому и везу шоколадку с горохом, но необходимость доплатить сколько-то сотен рублей по квитанции не дает право грубо нарушать иные права граждан. Тем более основные - на свободу передвижения, человеческое достоинство, презумпцию невиновности.
 
Вернулась я в понедельник на рабочее место, открыла привычно newsru.com (новостей по ТВ уже 3 года как вообще не показывают, вот и приходится по Интернет шарить), и что я вижу? На Забайкальской таможне после 12-ти часового стояния в очереди умерла 73-летняя Валентина Алексеевна Селезнева. Она имела при себе, возвращаясь из КНР, на 2кг груза больше, чем полагалось, стояла с внучкой, когда ей стало плохо, таможенники ругали ее матом, и врача ей вызвать отказались. («Роковыми двумя килограммами ручной клади были батон хлеба, бутылка воды и куртка, которую пенсионерка сняла, поскольку в помещении было тепло…прокуратура ничего противозаконного в действиях таможенников не нашла». http://www.newsru.com/russia/26sep2011/smertnatamozhne.html.)
 
Итак, в сухом остатке: будучи реализованной в полном объеме, «Электронная Россия» имеет все шансы превратиться в очередной вариант «Роисси». И будут по-прежнему народ гонять, теперь с новой присказкой «А у меня компьютер в Выборге (Хабаровске, Нарьян-Маре, Магадане, Анадыре…).
 
P.S. Как тут не вспомнить одного из двух великих поэтов России:
«Прощай, немытая Россия
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».
Потому в стране, особенно в предвидении грядущей двенадцатилетки повторения пройденных успехов, и слышно все громче «Куды бечь?».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий