четверг, 16 мая 2013 г.

Вена (4). Церкви-1





Империя это по определению многоверие.
Австрия (империя) была немецкой в части власти и владельцев, и католической по официальной вере.
В Германии были сильны протестанты (католическая Бавария, но я помню, как Франц утверждал, что баварцы – не немцы). Сейчас там по христианским конфессиям – паритет.
Немцы часто умиляют практицизмом. Навоевавшись за веру вусмерть, они утвердили в Вестфальском мирном договоре 1648 г. принцип «cuius regio euius religio» («чья власть, того и вера»). То есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.
Да еще Иммануил Кант с его «все действительное – разумно».
Чему ж удивляться, что канцлеры на поставление в Вашингтон летают. (В государственном договоре от 21 мая 1949 года прописаны ограничения государственного суверенитета Федеративной Республики Германия до 2099 года). Подчинение – в генетике.
Вернемся к церквам. Верить в одиночку люди не всегда способны, им нужен посредник и руководитель/пастырь/отец/пахан… вообщем, чтобы кто-нибудь укрепил и направил. А множеству людей для сбора нужно здание. Церкви. Мечети. Синагоги. Кстати, если достали попы и подсвечники типа гундяева с якуниным, туда можно ходить и без них.
(Это вообще-то не РПЦшные здания, чтоб там ныне не измышляли в «типа законах». Оно общественное, народное, Божье – но не гундяево).
А когда кругом оккупанты, и страна подавлена – сойдет и опушка леса. Как у Питера Брейгеля Старшего в «Проповеди Иоанна Крестителя». (Оригинал в Будапеште, у нас  Эрмитаже только копия сына). О Брейгеле дальше, а пока вернусь к венским церквам.
Ну, а при демократии и относительной денежно-вещевой состоятельности общества люди ходят все-таки в церковь, а не в леса, и облик церкви отражает веру/состояние душ, по мере возможности.
Самая старая, Св. Рупрехта, вроде с 8го века. То есть той поры, когда мы с католиками еще не делились. В устроении церкви оно и видно – проста, для общения души, а не демонстрации амбиций.

 
Вот «черная Мадонна».

Это статуэтка, а не икона. Переспрашивала у смотрителя, т.к. в Интернет методом copy&paste турфирмы городят чушь. Видимо, сами эти гиды/блоггеры/рекламисты дойти до церкви не удосужились. Они культурку продают, а не приобретают.

До нашего православного собора святителя Николая Чудотворца не дошла, а греческая церковь расстроила: там на Страстной службы сидя слушают, в храм откровенненько так встроена фирма Orient-handelsgesellschaftВосточная торговая компания», а вплотную – ресторанчик, который себя позиционирует как старейший, вкуснейший и пива много.



Видимо, жизнь в католической империи так попортила в плане коммерциализации. Пример: в стенку главного католического храма им. Св. Стефана, называемого венцами С(Ш)тефандомом (венцы произносят Ш вместо С), у главного входа вмурованы железные меры и прочерчена форма хлеба. Чтоб не жульничали.

 
Вы себе такое на стенке Покрова-на-Нерли или Смольнинского собора представьте. Или на убитом Спасе-на-Сенной. Даром, что там рынок рядом был.
20 евров грекам оставила, но только по привычке. Да потому, что в католических храмах ныне бесплатно – только сбоку пройти и недалеко, а по центру – за деньги. Как в С(Ш)тефансдоме. Православные хоть не столь откровенно канючат.
В католических храмах мне лично претит претенциозность, помпезность. Люди-то к простоте тянутся. Христос в рубище пешком ходил, а не в голде на мерсюке рассекал.
Наши церквы тоже украшены снаружи – ликами Христа, святых, Богоматери. Но, как правило, ничем более.

 
Стефандом – прямо по крыше размечен имперским гербом-орлом. Российская имперская «троица» Николая I «самодержавие, православие, народность» все-таки на шпили и крыши храмов вроде не карабкалась. Или я не знаю?
Кстати, крыша Стефансдома отличается еще и наклоном кровли - местами до 80° к горизонтали.
Православие en masse аскетичнее католиков. Что и роднит его с протестантизмом и гугенотством. Католические увешаны наглядными пособиями – а как иначе назвать эти барочные картинки?
Нынешняя РПЦ того и гляди, тоже начнет картинки на стенках храмов малевать «гундяев вводит путина во храм» или навродь того. К католикам они гораздо ближе, чем к нашей вере.
Выходя из гостиницы, утыкалась каждый раз в портал Капуцинеркирхе. Ее еще называют церковью Богородицы ангелов, она скромна, а ведь в ней - императорский склеп с останками императоров из рода Габсбургов и членов их семей.


Обошла Стефансдом. Снаружи стоит модель для лучшего обозрения.

О внутренних изделиях искусства понаписано, но вглядитесь в стены. Что это за крест? По гуглу - вроде изображен архитектор с датами жизни 1803-1891. Но готический шрифт не читаю совсем.

Пристроенная кафедра Иоанна Капистранского с флагом и под золотым солнышком посвящена его призывам в 1454г. к крестовому походу против турок. Смешно смотрится на фоне нынешнего засилья турок в таксишном бизнесе. Мне в гостинице при check-out'е предложили заказать такси. Удивилась - на Нойер Маркте у этих такси – стоянка, я ежедневно там и садилась. Причем первый раз по ошибке села не в первую по очереди – так они меня обгудели, нарушая тишину города. Другой раз стояли двое, болтали, у меня спросили «куда», на мой ответ оба турка заявили, что они уже заказаны, мол, садитесь в следующую машину. Та была без водителя. Понятное дело – до кампуса и пешком дойти минут 20-25. Им в аэропорт подавай. Я пожала плечами и сказала, что вернусь на ресепшен, закажу там. Турки засуетились, бросились ловить проезжающие такси, и усадили меня в какую-то машину. Видимо, сидевший за баранкой в ней турок был еще салагой. Турок, который вез меня из аэропорта, всю дорогу приставал с какими-то расспросами, при подъезде к городу пошел на лишний круг, пытаясь соврать, что иначе попадем в пробку – и мы проехали мимо свободного проезда и на другом съезде как раз вляпались в оную, так он еще и пытался подписать меня на обратную поездку в аэропорт.
В Германии турки, кстати, тоже захватили извозчичий бизнес.
Так вот, девушка на ресепшене объяснила, что плата будет окончательной и никаких наворотов по пути в аэропорт. Приехал австриец, мы с ним интересно поговорили по пути. И действительно – никаких косяков.
Вообщем, впору этому Иоанну вопрошать «за что боролись?»

На одном из висячих надгробий нашла этот аналог нынешних значков типа J.

А тут нашлось даже место для любимой собаки. Чем-то не по-христиански напоминает захоронения египтян - жен, любовниц и животных убивают, чтобы не оставлять другим. Той и разницы, что собачку НЕ убили. Так и хочется добавить: слава Те….

Комментариев нет:

Отправить комментарий